МБОУС(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя

 





Если ваш ребёнок аутист

           «Хартия для лиц с аутизмом» впервые представлена  на IV Конгрессе «Аутизм-Европа»  и принята этим представительным собранием. Приводится полностью, вместе с комментариями  одного из соавторов Хартии, бывшего Президента ВАО и вице-президента IAAE Пэта Мэттьюза  и комментариями С.А.Морозова о положениях Хартии применительно к России.

 

Хартия  для лиц с аутизмом

 

Люди с аутизмом должны пользоваться такими же правами и привилегиями, что и все остальное население Европы, в надлежащей степени и в соответствии с интересами  лиц с аутизмом.

Такие права должны укрепляться, защищаться и обеспечиваться соответствующим законодательством в каждом государстве.

Принимая во внимание «Декларацию ООН о  правах умственно отсталых  лиц» (1971), «Декларацию о правах инвалидов» (1975) и другие соответствующие декларации по правам человека, в число прав для лиц с аутизмом входят следующие:

1.     Право аутичных лиц на независимую и полноценную жизнь в меру их возможностей

Это основное право человеческого бытия в любом цивилизованном обществе. Все остальные потребности и права имеют смысл лишь при условии осуществления этого базального права.

 

С каким бы нарушением развития человек ни родился, это не только не должно иметь следствием ограничение его прав проживать свободно, как любому члену общества, но, напротив, увеличивать его права и привилегии, и человек с аутизмом должен быть уверен, что он или она не будет страдать от невнимания, страха, черствости  или  предубеждения.

 

Комментарий. Особенно нужно обратить внимание на последние слова («в меру их возможностей»): превышение степени независимости и свободы над мерой возможностей человека с аутизмом может оказаться даже опаснее для него самого, чем противоположное несоответствие (подробнее см. «Аутизм: методологические аспекты коррекции», М., 2002)

 

2.     Право аутичных лиц на доступный, непредвзятый и точный клинический диагноз и обследование



 

Положение детей с расстройствами аутистического спектра

 в Российской Федерации

 

(приложение к Специальному докладу

«Нарушения прав детей-инвалидов в Российской Федерации»

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации)

 

 

Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).  Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом – инвалиды. Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики.

Согласно современным зарубежным данным, на 250-300 новорожденных в среднем приходится один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. В России даже по самым осторожным оценкам не менее 150 тысяч аутистов, но ни достоверной статистики, ни системы помощи лицам с аутизмом,  ни хотя бы концепции такой системы в настоящее время нет.

Ситуация, сложившаяся с проблемой аутизма в России, представляется чрезвычайной.  В рамках официально принятой в России Международной классификации болезней, травм  и причин смерти  10-го пересмотра (МКБ-10) диагнозы «детский аутизм» (F84.0),  «атипичный аутизм» (F84.1) и «синдром Аспергера» (F84.5) существуют, в последние годы их объединяют в «расстройства аутистического спектра».  В важнейших медицинских документах (например, в МКБ-10 или в DSM-I   прямо указывается, что при всей важности лечебных мероприятий основную роль в коррекции расстройств аутистического спектра играют коррекционное воспитание и обучение (лечебная педагогика). Необходимость особых условий, форм и методов обучения детей с аутизмом подтверждена Академией педагогических наук СССР еще в 1989 году.

С 1985 г. Министерству образования научными и общественными организациями были неоднократно представлены проекты и предложения о развитии коррекционного обучения и воспитания детей с аутизмом, однако реальных шагов за прошедшие 20 лет предпринято мало: в 2002 г. опубликованы «Методические рекомендации по организации центров помощи детям с синдромом раннего детского аутизма», которые были закреплены как дополнение от 23.12.2002 г. к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. №867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Практического эффекта это не принесло, поскольку не было разработано необходимых  нормативных актов.

В настоящее время спрос на услуги по коррекции расстройств аутистического спектра многократно превышает предложение. Некоторые государственные и образовательные учреждения принимают на обучение детей с аутизмом и сходными расстройствами, однако таких учреждений очень мало, их деятельность на государственном уровне ничем не регламентирована, они не обеспечены ни специально подготовленными кадрами, ни в методическом и организационном отношении.

Существование таких необходимых образовательных структур, к сожалению, полностью зависит от желания чиновников. Так в Перми в 2004 году при областной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья было создано отделение для детей с аутизмом, в котором занимается всего 11 воспитанников. Однако уже в 2005 году Областной департамент образования принял решение это отделение закрыть и распределить детей по другим школам, и только активная позиция Региональной общественной организации «Общество помощи аутичным детям», Уполномоченного по правам человека в пермской области и части средств массовой информации не позволило чиновникам осуществить свои намерения.

  В отсутствие контролирующих и организующих функций государства, в условиях  отсутствия или острейшего дефицита специализированных государственных и муниципальных образовательных структур для обучения детей с аутизмом возник неконтролируемый, стихийный  рынок  услуг (как медицинских, так и психолого-педагогических).  Стоимость этих услуг большинству семей недоступна: даже в государственных учреждениях стоимость 1 часа занятий доходит до 700 рублей, консультации – до 1500 р. Количество занятий на начальном этапе должно быть как минимум 20-25 часов в неделю, продолжительность коррекционной работы с таким ребенком – не менее трех-четырех лет, то есть в месяц получается до 60 тысяч рублей.  Вместе с тем, качество предлагаемых услуг  и даже их принципиальная приемлемость часто вызывают сомнения.

Без специализированного обучения более 90% детей с аутизмом и сходными с ним расстройствами  обречены на тяжелую психическую инвалидность, тогда как при своевременной и адекватной коррекции до 60% получают возможность учиться по школьной программе, а в условиях семьи могут быть адаптированы практически все.

В результате отсутствия системы коррекционного обучения и воспитания детей и подростков с расстройствами аутистического спектра лишь небольшая часть взрослых с такими нарушениями достигает удовлетворительного уровня социальной адаптации.  Многие из таких людей, обладая достаточными знаниями, навыками и способностями в различных областях, совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни в обществе. Оставшись без попечения родных и близких (а иногда и в других ситуациях), дети пополняют число обитателей специальных детских домов, взрослые - домов для психохроников. Даже если материальные условия жизни в этих учреждениях относительно удовлетворительны, то содержательная ее сторона не адекватна особенностям их психики. В результате взрослые люди с аутизмом превращаются в тяжелых психических инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе.

Учитывая сложившееся положение с правами детей с расстройствами аутистического спектра на образование, на достойное качество жизни, этот контингент следует рассматривать как потенциальный эпицентр серьезных социальных потрясений. Уже сейчас в России более 20 региональных общественных организаций, в которые объединились изверившиеся  в возможности  государственной поддержки, замученные вечной безысходностью родители, готовые на любые протестные акции.

«Непреодолимые препятствия», якобы стоящие на пути развития системы помощи детям, подросткам и взрослым  с расстройствами аутистического спектра, представляются в основном надуманными и, следовательно, вполне преодолимыми.

Часто ссылаются на экономические проблемы, и, действительно, образование ребенка с аутизмом стоит в 3-4 раза дороже, чем типично развивающегося. По опыту других стран, такие вложения в раннюю диагностику и коррекцию окупаются довольно быстро за счет снижения процента инвалидизации и институциализации, увеличения процента переходящих к активной жизни в обществе как самих лиц с аутизмом, так и их близких. Напротив, отсутствие ранней интенсивной специализированной помощи ведет в дальнейшем к росту невозвращаемых расходов на пожизненное содержание инвалидов по расстройствам аутистического спектра.

Несостоятельны и попытки уйти от создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений под тем предлогом, что они будут направлены на сегрегацию лиц с аутизмом. Интеграция в общество является безусловным приоритетом коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, однако, отечественный и зарубежный опыт  (о чем есть многочисленные свидетельства экспертов) показывает, что для ребенка с аутизмом настоящая интеграция в общество, действительное взаимодействие с другими людьми достижимы только через предварительное специализированное коррекционное обучение и воспитание. Оптимальными условиями, обеспечивающими максимальную эффективность такого обучения и воспитания (особенно в преддошкольном и дошкольном возрасте), являются специализированные образовательные структуры (детские сады, школы, классы, группы и др.).

Несостоятельны и попытки развернуть образование детей с расстройствами аутистического спектра в существующих видах дошкольных и школьных специальных (коррекционных) образовательных учреждений  и в массовых детских садах и школах.  Без предшествующей коррекции, направленной на развитие потребности в коммуникации, навыков и форм общения они оказываются, как правило, неудачными. Даже если ребенка с такими расстройствами не отторгают сразу, пребывание в группе (классе) затруднено, а чаще просто невозможно или малоэффективно в плане обучения и воспитания.

По мнению большинства отечественных и зарубежных экспертов, недопустимым является и включение расстройств аутистического спектра в группу нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения (вместе с девиантным поведением, психопатическими и психопатоподобными расстройствами и др.): МКБ-10 считает аутизм общим (первазивным) расстройством, то есть в этом случае страдают все сферы психики, а не только когнитивная и тем более эмоционально-волевая сфера. Попытки объединить столь разнородные группы психической патологии и тем более разработать для них общий Государственный образовательный стандарт противоречат не только классическим представлениям современной психиатрии, но и здравому смыслу.

С целью создания условий для реализации конституционного права детей-инвалидов с расстройствами аутистического спектра на адекватное их особенностям и возможностям образование в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» предлагается:

внести изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», в том числе п.  32   в ст. 18 в следующей редакции:

  32 Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: глухие, слабослышащие и позднооглохшие; слепые, слабовидящие и поздноослепшие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с умственной отсталостью; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстройствами аутистического спектра; со слепоглухотой; с другими сложными недостатками содержатся в дошкольных образовательных учреждениях бесплатно в порядке определяемом законодательством субъектов Российской Федерации;

п. 10 ст. 50 в следующей редакции:

10. Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической экспертизы.

В указанные образовательные учреждения направляются следующие категории детей: глухие, слабослышащие и позднооглохшие; слепые, слабовидящие и поздноослепшие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с умственной отсталостью; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстройствами аутистического спектра, со слепоглухотой; со сложным дефектом (сочетанием нарушений физического и (или) психического здоровья).

Содержание указанных категорий обучающихся, воспитанников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с установленными нормативами содержания обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Предложить Министерству образования и науки РФ:

·       в соответствии с внесенными изменениями разработать концепцию развития специального (коррекционного) обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра, а также пакет нормативных документов, необходимых для эффективной работы новых видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

·       ввести в программу факультетов коррекционной педагогики (дефектологических), учителей начальных классов и дошкольного воспитания спецкурсы по диагностике и коррекции расстройств аутистического спектра;

·       на базе системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ввести вторую специальность «обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра»; в дальнейшем ввести эту специальность в подготовку педагогических кадров на основе очного обучения (при наличии соответствующей производственной базы);

·       при разработке нового положения о психолого-медико-педагогических комиссиях предусмотреть установление диагноза и определение рекомендаций по виду и типу образовательного учреждения только на основе диагностического обучения продолжительностью не менее четырех недель и исключить направление детей с расстройствами аутистического спектра в учреждения интернатного типа (за исключением особых случаев: отсутствие родителей или  лиц, их заменяющих, тяжелая психическая болезнь родителей и др.; в этих случаях предпочтение должно отдаваться детским домам семейного типа).

Министерству здравоохранения и социального развития РФ разработать инструктивные материалы, направленные:

·       на приведение в соответствие с МКБ-10 практики установления диагнозов у детей с расстройствами аутистического спектра, прежде всего в отношении возрастных рамок диагноза;

·       на повышение компетентности педиатров, детских психиатров и невропатологов, психоневрологов в области ранней диагностики расстройств аутистического спектра и выявления группы риска по расстройствами аутистического спектра у детей до трех лет;

·       на исключение госпитализации детей с расстройствами аутистического спектра в психиатрический стационар или помещение в учреждения санаторного типа без родителей или лиц, их заменяющих, за исключением особых случаев (психотические состояния, отсутствие родителей или лиц, их заменяющих).

 

С.А.Морозов

член Координационного совета

по правам ребенка при

Уполномоченном по правам человека

в Российской Федерации,

председатель РОБО «Общество помощи

 аутичным детям «Добро»,

кандидат биологических наук, доцент

 



 

Организация помощи аутичным детям

 

Письмо Министерства образования

Российской Федерации от 05.03.2001 № 29/1428-6

 

Среди многочисленных форм нарушений психического развития детей наиболее актуальной является проблема аутизма. Ранний детский аутизм (РДА) обнаруживается в 4-5 случаях на 10 000 детей в возрасте 12-15 лет. Если учесть стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие серь­езную социальную и психолого-педагогическую проблему, то количество слу­чаев увеличится и составит порядка 15-20 на

10 000 детей.

При РДА наблюдаются наиболее тяжелые проявления эмоциональных на­рушений. Основной особенностью детей данной категории является наруше­ние социального взаимодействия с окружающими. Их характеризует наруше­ние всех видов контакта, эмоциональная холодность по отношению к близким людям, отгороженность от окружающих и уход в мир собственных пережива­ний. Эти проявления сочетаются со стойким негативизмом и особыми нару­шениями интеллектуального и речевого развития. Среди аутичных детей встре­чаются как одаренные, так и отстающие в умственном развитии. Но во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития.

Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и др. видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический.

В Российской Федерации специальных учреждений для детей, страдающих аутизмом, крайне недостаточно, поэтому проблемы воспитания и обучения детей и подростков ложатся, прежде всего, на плечи родителей. Существующие образовательные учреждения, дошкольные и школьные, не могут обеспечить адекватных условий для развития аутичного ребенка.

Министерством образования РФ направлялось письмо в органы управле­ния образованием субъектов Российской Федерации о предоставлении инфор­мации о состоянии помощи аутичным детям в системе образования. Особо следует отметить Москву и Санкт-Петербург, где проблема аутизма и его кор­рекции изучается более десяти лет. Там созданы и активно работают родитель­ские общественные объединения, имеются как государственные, так и негосу­дарственные учреждения. В других регионах России положение значительно хуже. Анализ полученных данных показывает, что учет детей с нарушениями общения или вообще не ведется, или ведется без всякой системы (в ряде отве­тов приводится частота случаев аутизма не более 0,15 случаев на 10 000). Обще­ственные объединения родителей аутичных детей существуют только в некото­рых регионах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Краснодар, Воронеж, Татарстан).

При организации помощи в воспитании и обучении детей с ранним детс­ким аутизмом необходимо обратить внимание на создание нормативно-правовой базы, программно-методического обеспечения, системы подготовки кадров и сети региональных центров медико-психолого-педагогического со­провождения. В решении данных вопросов интересен бельгийский опыт. При­меняемая во Фландрии система подготовки кадров для работы с аутичными детьми легла в основу подготовки кадров в России.

Целесообразно ввести спецкурс по детскому аутизму в педуниверситетах России. В гг. Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Пскове, Краснодаре, Росто­ве, Ижевске, Уфе и др. этот спецкурс читается уже более 8 лет.

На базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России в рамках российско-фламандского со­трудничества по проекту «Аутизм» в 1998,1999 и 2000 гг. при участии россий­ских и бельгийских специалистов были организованы научно-практические се­минары для специалистов органов управления образования, научных учреж­дений, практических работников и родителей аутичных детей. В семинарах принимали участие до семидесяти человек, в основном из европейских регио­нов России. Кроме того, сотрудниками московской региональной обществен­ной благотворительной организации «Общество помощи аутичным детям «Доб­ро» проведены выездные научно-практические семинары в гг. Пскове, Красно­даре, Екатеринбурге, которые заинтересовали не только работников образова­тельных учреждений, но и специалистов органов социальной защиты и здраво­охранения.

Министерство образования Российской Федерации намерено и в дальней­шем проводить краткосрочные курсы по заявкам органов управления образо­ванием субъектов Российской Федерации, способствовать созданию регио­нальных центров по подготовке специалистов для раннего выявления, обуче­ния и воспитания детей с ранним детским аутизмом.

 

Заместитель Министра                                               Е.Е. Чепурных

____________________________________________________________________________________

 

 

Общие материалы

 

Критерии раннего детского аутизма по L. Kanner

 

¨     аутизм и аутистические переживания,

¨     стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости,

¨     особое нарушение речевого развития, а также то, что

¨      все вышеперечисленные нарушения становятся  достаточно отчетливыми не позднее 2 –2,5 лет.

 

 

«ТРИАДА    L. WING»

 

¨     качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, включая качественные нарушения в сфере вербальной и невербальной коммуникации,

¨     нарушения процессов символизации,

¨     ограниченные повторяющиеся  и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

 

 

Определение

 

Детский аутизм есть искаженный вариант первазивного нарушения  развития, связанный с дефицитом базальной потребности в общении вследствие патологии прежде всего  эмоциональной  и интеллектуальной сфер психики.

 

 

                                                                     Диагностика

 

       DSMIV

 

Диагностические критерии аутистического расстройства

 

А. при наличии не менее 6 симптомов из перечисленных в рамках критериев 1, 2 и 3, не менее 2 симптомов в рамках критерия 1 и 1 симптома в критериях 2 и 3;

1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействии, проявляющиеся по меньшей мере 2 симптомами из следующих:

а. Выраженное нарушение способности к невербальным действиям прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов), используемых при социальном взаимодействии;

б. Невозможность установить соответствующие уровню развития больного отношения со сверстниками;

в.  Невозможность разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми (например, показывать, приносить или указывать предметы, представляющие интерес для ребёнка);

г. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

2. Качественные нарушения способности к общению, проявляющееся по меньшей мере 1 симптомом из следующих:

а. Задержка развития или полное отсутствие речи (не сопровождаются попыткой компенсировать этот недостаток путём альтернативных способов общения – жестами или мимикой);

б. У больных с неадекватной речью выраженное нарушение способности начинать или поддерживать разговор с другими людьми;

в. Стереотипное или повторяющееся использование речевых оборотов;

г. Отсутствие соответствующих уровню развития больного гибкости и спонтанности в выполнении своей роли в игре, основанной на воображении или социальной инициативе.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности, о которых свидетельствует по меньшей мере 1 симптом из следующих:

а. Всепоглощающая озабоченность одной или несколькими моделями интересов, которые не соответствуют норме ни по интенсивности, ни по направленности;

б. Не поддающееся изменению  строгое соблюдение специфических, не функциональных рутинных действий  или ритуалов;

в. Стереотипные, повторяющиеся ужимки (например, взмахи или скручивание рук или пальцев, сложные движения всем телом);

г. Устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов.

Б. Возникшие до 3 лет задержки развития или отклонения от нормального функционирования по меньшей мере в 2 из следующих областей: социальное взаимодействие, речевое общение, символическая или связанная с воображением игра.

В. Нарушения нельзя отнести к проявлениям синдрома Ретта или дезинтегративного расстройства детского возраста

 

 

 

Диагностические критерии синдрома Аспергера

 

А. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействии, проявляющиеся по меньшей мере 2 симптомами из следующих:

1.      Выраженное нарушение способности к невербальным действиям прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов), используемых при социальном взаимодействии;

2.      Невозможность установить соответствующие уровню развития больного отношения со сверстниками;

3.      Невозможность разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми (например, показывать, приносить или указывать предметы, представляющие интерес для ребёнка);

4.      Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

Б. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности, о которых свидетельствует по меньшей мере 1 симптом из следующих:.

1.      Всепоглощающая озабоченность одной или несколькими моделями интересов, которые не соответствуют норме ни по интенсивности, ни по направленности;

2.      Не поддающееся изменению  строгое соблюдение специфических, не функциональных рутинных действий  или ритуалов;

3.      Стереотипные, повторяющиеся ужимки (например, взмахи или скручивание рук или пальцев, сложные движения всем телом);

4.      Устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов.

В. Расстройство вызывает клинически значимый дистресс в социальной, трудовой или других сферах жизнедеятельности.

Г. Расстройство не сопровождается клинически значимой задержкой в овладении навыками речевого общения (например, произнесение отдельных слов отмечается в возрасте 2 лет, связных предложений – в возрасте 3 лет).

Д. Расстройство не сопровождается клинически значимой задержкой в интеллектуальном развитии соответствующих возрасту больного навыков самообслуживания, адаптивного поведения (не связанного с социальным взаимодействием) и характерного для детского возраста стремления к познанию окружающего мира.

Е. Состояние больного не отвечает диагностическим критериям специфического общего расстройства развития при шизофрении.

 

 

                                       МКБ – 10

 

F84  Общие расстройства развития

 

Общие диагностические указания:

А. Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями;

В. Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже – в первые пять лет жизни;

С. Часто сочетаются с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере, независимо от наличия и отсутствия умственной отсталости;

D. В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми патологическими состояниями, среди которых наиболее часты :

  1. детские спазмы;
  2. врождённая краснуха;
  3. туберозный склероз;
  4. церебральный липидоз;
  5. фрагильность Х-хромосомы.

Е. Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно;

F. При наличии умственной отсталости, степень её выраженности кодируется отдельно (F70 – F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.

 

F84.0 Детский аутизм

 

Диагностические критерии

А. Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:

  1. отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);
  2. отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;
  3. отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
  4. нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;
  5. нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.

 

В. Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:

  1. тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;
  2. в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;
  3. моторными стереотипиями;
  4. особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).

 

С. Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

 

D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития.

 

Е. Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.

 

F. Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;

 

G. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.

 

Н. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

 

I.       Четвёртый знак указывает на причину расстройства:

F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга;

F84.02 … вследствие других причин.

Включаются:

-         аутистическое расстройство;

-         инфантильный аутизм;

-         инфантильный психоз;

-         синдром Каннера.

Исключается:

- аутистическая психопатия (F84.5).

 

 

F84.1 Атипичный аутизм

 

Диагностические критерии:

А. Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А – С, а именно:

1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,

2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,

3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

 

В. Чаще возникает у  детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх -  F79.хх);

F84.11 – …с умственной отсталостью

F84.12 – …без умственной отсталости

Включаются:

- умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;

- атипичный детский психоз.

 

 

               F84.2  Синдром Ретта

 

              Диагностические критерии

А. Расстройство к настоящему времени описано только у девочек.

В. Раннее развитие нормально или внешне нормально.

С. Начало расстройства между 7 и 24 месяцами.

D. Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи.

Е. Замедление роста головы.

F. Наиболее характерно:

  1. потеря спонтанных движений рук.
  2. стереотипное «заламывание», «мытьё» рук, смачивание слюной;
  3. неполное пережёвывание пищи;
  4. одышка.

G. В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко – эпилептических припадков.

Н. Исход заболевания – тяжёлая психическая инвалидность.

 

F84.5 Синдром Аспергера

 

Диагностические критерии

А. Сочетание признаков:

  1. расстройства, сходные с аутизмом («мягкий» вариант аутизма);
  2. двигательные дисфункции (как в F82. - )
  3. сохранные интеллект и речь,
  4. встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8 : 1).

Включаются:

- аутистическая психопатия,

- шизоидное расстройство детского возраста.

Исключаются:

- шизотипическое расстройство (F21),

- простая шизофрения (F20.6),

- нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2),

- ананкастическое личностное расстройство (F60.5),

- обсессивно-компульсивное расстройиство (F42.-).

 

F84.8 Другие общие расстройства развития

 

F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое

Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для шифрования каких-либо других рубрик F84.

 

Приказ №3 МЗ РФ от 12.01.1998 «О принятии МКБ-10 с 01.01.1999».

                       

  C A R S

               «Рейтинговые шкалы детского аутизма»

                       (E. Schopler et al., 1980). 

¨     несостоятельность в  отношениях с людьми;

¨     подражание;

¨     неуместный аффект;

¨     вычурные и стереотипные движения;

¨     странное отношение к неживым объектам;

¨     сопротивление изменениям в окружающем;

¨     странные ответы на визуальные раздражители;

¨     странные ответы на  звуковые раздражители;

¨     неспецифические по модальности ответы;

¨     тревожные реакции;

¨     вербальная коммуникация;

¨     невербальная коммуникация;

¨     уровень активности;

¨     интеллектуальные способности;

¨     общее впечатление

 

Классификация аутизма в детстве

(НЦПЗ РАМН, В.М.Башина)

 

           1. Детский аутизм эндогенного генеза

1.1.         Синдром Каннера (эволютивно–процессуальный, классический вариант детского аутизма)

1.2.         Инфантильный аутизм  (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12-18 месяцев

1.3.         Детский аутизм (процессуальный):

а)  в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);

                1.4.    Синдром Аспергера (конституциональный)

 

2.     Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы.

 

3.     Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА (fra-X), фенилкетонурии, туберозном склерозе и других формах умственной отсталости).

 

4.     Синдром Ретта (неуточненного генеза)

 

5.     Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза:

5.1.         Психогенный  парааутизм.

 

6.     Аутизм неясного генеза.

 

 

Основные виды

индивидуальных коррекционных программ

 

1.           Общая индивидуальная программа

 

2.           Индивидуальные программы по развитию отдельных психических функций, по обучению конкретным навыкам или работе с определенными видами поведения

 

3.       Комбинированные программы (например, в общей программе конкретизируются способы коррекции или обучения)

 

Основные факторы, которые необходимо учитывать     при составлении общей индивидуальной программы

 

1.   Индивидуальные особенности ребёнка:

а) специфику развития;

б) возраст;

в) интересы ребенка;

 

2.   Социальная ситуация развития;

 

3.   Ведущий коррекционный подход;

 

4.   Организационные возможности:

а) объём коррекционных занятий;

б) организационные возможности взаимодействия с семьёй;

в) организационные возможности взаимодействия разных специалистов;

г) условия, предоставленные сотрудникам для разработки, написания программ и ведения документации по реализации программы

 

 

Основные характеристики

комплексной индивидуальной программы

 

Комплексная индивидуальная программа должна быть:

 

1)   комплексной;

 

2)   решать как задачи психического развития и формирования навыков, так и практические насущные задачи, связанные с обстоятельствами жизни ребёнка;

 

3)   гибкой;

 

4)   реальным инструментом в практической работе с ребёнком,      то есть:

а) содержательной (не формальной);

б) индивидуальной;

в) функциональной

 

 

Принципы составления индивидуальных программ

 

 

1.     Принцип активного взаимодействия с семьей

 

2.     Принцип «от простого  - к сложному»

 

3.     Принцип опоры на более развитые функции и навыки

 

4.     Принцип  ориентации работы на основные трудности развития

 

5.     Принцип максимальной точности и объективности при планировании      и проведении коррекционной работы

 

6.     Планирование работы по времени