МБОУС(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя

 







Выступление на заседании МО учителей начальных классов

«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО   - индивидуальная стратегия профессионального роста»


     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На ней держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Между ними –океан знаний и рифы противоречий. И это –нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривают постоянно меняющими пейзажами, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Чтобы ни твердили  о компьютеризации и дистанционном обучении, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались  уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

 

 Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

 Как и что же необходимо менять в уроке? Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:


Требования
к уроку


Урок
современного типа


Универсальные
учебные действия


Объявление темы урока


Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)


Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные


Домашнее задание


Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 


Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся

Обучение детей целеполаганию, формированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога. Необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания-незнания. Например, на уроке русского языка по теме «глагол», предлагаю записать слова и записать «лишнее» слово: ребята, девочка, ходить, ученик, тетрадь. Конечно, есть верные и неверные варианты. Кто-то сказал «тетрадь», а кто-то « ходить». Возникает спор. Задаю вопрос

- «Почему слово «ходить»?  ( обозначает действие)

- Задание было одно? (одно)

- А какие получились результаты (разные)

-Как думаете, почему?

   Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то не знаем.

-Какова же цель нашей работы на уроке? (больше узнать о словах. ОБОЗНАЧАЮЩИХ ДЕЙСТВИЕ)

-Для чего нам это необходимо?

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже с первого класса. По теме «Сложение чисел второго десятка» , рассматривая плакат, материал учебника и рабочей тетради определяем последовательность работы . Учить анализировать предложенный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять  их место на уроке.

   Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пойдет урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

   Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например на уроке математике можно провести ролевую игру- смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается проехать в виртуальном автобусе. Но вначале необходимо приобрести билет стоимостью 9 рублей.  Происходит покупка (у каждого

настоящие монеты достоинством 5 руб, 2 руб, 1 руб 10 руб.) Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов ( состав числа 9, сложение и вычитание в пределах 10.) В 4 классе применяю алгоритм определения спряжения.

Алгоритм помогают ребенку осуществлять коррекцию своих  действий. Это и есть обучение, направленное не только на предметный, но и на метапредметный результат.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса)


Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.

А что же с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте. Думаю, надо разобраться, как эти виды работы могут быть направлены на формирование УУД. Например, рассмотрим такой вид работы на уроке математики, как арифметический диктант. Что формируется у учащихся, когда они пишут ответы на задания типа: «Вычисли сумму 23 и 5»? Когда он переводит словесную формулировку в знаково-символическую – формируются познавательные знаково-символические УУД, а когда выполняет вычисления, - получается предметный результат.

В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Нельзя сказать, что мы владеем технологией проведения современного уровня в совершенстве, мы продолжаем учиться вместе с нашими детьми.
 

 

Нравится