МБОУС(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя

 







урок русского языка

 

                              МБОУ «С(К)ОШ «ЗЛАГОДА»

                                     Г. СИМФЕРОПОЛЬ  

 

  

 

 

Конспект открытого урока русского языка

 в 4 классе

по теме

«Имя прилагательное как часть речи .

Роль имен прилагательных.»

                  

ripe-red-apple.jpg

 

 

 

          Учитель начальных классов

 АЛАЕВА ЛЮДМИЛА АНДРЕЕВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      2016г.

 

 

Технологическая карта урока русского языка

(в соответствии с требованиями ФГОС)

 

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

       Роль имен прилагательных .

Класс: 4

Предмет: русский язык

 

Тип урока: урок нового материала
 

Цель урока: какую  роль выполняют  имена  прилагательные в речи.                                                                                                                                                                       

 

Задачи урока:

1.      Совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные.

2.      Способствовать повторению изученного о роли имени прилагательного в речи, его грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли.

3.      Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомятся с ролью имён прилагательных в речи; со способами образования имён прилагательных; их синтаксической ролью в тексте.

Научатся: образовывать однокоренные имена прилагательные от имён существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имён прилагательных в речи.

Получат возможность научиться: называть морфологические признаки имён прилагательных в тексте; указывать согласованность имени прилагательного с именем существительным (в роде, числе, падеже).

Метапредметные:

1.      Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.

2.      Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе данной темы; определять круг своего незнания.

3.      Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договариваться с людьми, придерживающихся другого мнения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражения уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы.


Оборудование: телевизор, компьютер, карточки с заданиями, картонные- заготовки  для работы у доски.

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.     Организация начала урока

 

 

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

- У нас урок русского языка, давайте подготовим наши пальчики к уроку.

Пальчиковая гимнастика.

Психологический настрой. Прикоснулись ладошками  друг друга.

Пусть доброе настроение не покидает вас в течение всего урока и помогает вам быть внимательными и активными при выполнении всех заданий.

 

Дети, стоя, приветствуют гостей.

 

 

 

Выполняют упражнения

Дети касаются ладошками друг друга

Личностные: мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

 

 

 

Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы на уроке

II.  Актуализация знаний

 

 

 

1.    Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

А теперь откроем тетради и  запишем число.

(слайд №1)

 

-Какое время года за окном?

- Всё правильно. В сильные морозы у нас появляются рисунки на окнах. Давайте тоже поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так:

(Слайд 2)

зЗз  зЗз зл зя зм

З…ма, зимушка, зимний

(один ученик работает у доски)

-Какие это слова? Докажите. Какая орфограмма в слове?

_ Какое слово « лишнее»? Почему?

 

Записывают число в тетрадях., проговаривают орфограммы

 

 

 

 

Записывают соединения букв и слова в тетради.

 Отвечают на вопросы. (Это однокоренные слова, имеют общий корень, близкие по значению.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку.

 

 

- Как вы думаете какая тема урока будет? О чем мы будем говорить на уроке?
 

Высказывают свои предположения

 

 

 

 

.

Личностные: осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как  значимой составляющей жизни общества.

III.Сообщение темы урока

 

 

- Сформулируйте  тему урока .

(Слайд 3)

- Мы уже знакомы с этой частью речи, сегодня мы проведем исследовательскую работу и ответим на вопрос «Какую роль выполняют имена прилагательные в языке.»

 -Какие задачи мы перед собой поставим на уроке , чтобы ответить на поставленный вопрос?

(слайд 4)

 

 

 

 

 

 

-формулируют задачи

 

 

 

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения..

 

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

IV.Первичное усвоение  новых знаний

 

 

 

 

 

Наблюдение над языковым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарно-орфографическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Первичная проверка  понимания

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

VI.Включение в систему знаний и повторения

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание

 

 

 

 

IX.Рефлексия

-Давайте вспомним, что мы знаем о имени прилагательном.

( учитель , по мере высказывания детей, вывешивает на доске карточки с надписями; если дети что-то не назовут, это делается в ходе урока)

- какие признаки обозначают прилагательные?

 

Игра «Зимние превращения»

 Образование  им. прилагательного.

   (слайд 5)

(Фронтальная работа)

 

- посмотрите внимательно на экран: видите ли вы здесь имена прилагательные?

- слова какой части речи перед вами?

Давайте попробуем слова, записанные на карточках превратить в прилагательные.

 

-с помощью какой части слова образовали прилагательное?

- почему так называется часть речи?

 

 

2.Игра «Угадай  слово»   (слайд 6 )

 

-Давайте понаблюдаем, какую роль прилагательные выполняют в загадках.

 1. Красногрудый, чернокрылый,

      любит зернышки клевать.

      с первым снегом на рябине

      он появится опять  (снегирь)

-какие слова вам помогли отгадать загадку?

2.     Непоседа говорливая, птица длиннохвостая

Птица говорливая, самая болтливая  (сорока)

 

3.     Спинкой зеленовата, животиком желтовата

Черненькая шапочка и полоска шарфика (синица)

 

Сделайте вывод : какую роль выполняют имена прилагательные

- прочитайте отгадки, проверьте правильно ли вы записали

( по слайду   )

 

-как назвать одним словом?

- Почему именно зимой птицы нуждаются в помощи и заботе? Слайд 7

. Игра «К предмету подбери признаки» ( слайд )

1группа  медведь

2 группа лиса

з группа сосулька

учитель на доске вывешивает карточку «точность

описания»

 

 

 

 

- А теперь давайте отдохнем

слайд 9

 

 

-Зима вьюжная, холодная, морозная, суровая и все-таки неповторимая. Сказочные картины рисует мороз на оконном стекле, наряжает деревья в серебряный иней ,покрывает бахромой, строит ледяные мосты, дворцы.( Слайд  10    )

 2.Работа с текстом. Редактирование. (Слайд 11)

-Прочитайте текст .Понравился он вам? Какой это тест?

-описание или повествование? Чего не хватает в тексте ?.

А давайте сделаем его интересным. Вставьте нужные слова в пропуски. Ниже даны  слова для справок. Работают по карточкам.

(Если позволяет время, дети могут списать текст)

 

Проверка по слайду.

 

Какова роль имени прилагательного в тексте?

(учитель вывешивает карточку на доску)

 

В тексте найти второе предложение, подчеркнуть грамматическую основу.

Найдите прилагательное, каким членом предложения является .

 

ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос

 А теперь выполните такую же работу в последнем предложении. Кто смог выполнить задание?

- где можно найти ответ?

 

 

- что вы узнали?

 

-каким членом предложения является краткое прилагательное

(учитель вывешивает карточки на доске)

 

 

-Давайте, вернемся к нашей цели и задачам урока.

Можем ли мы теперь  ответить на вопрос «Какую роль выполняют имена прилагательные»

 

 

 

 

- Что еще вы узнали нового о имени прилагательном  на уроке?

 

 

 

Оценивание детей учителем.

 

 

 

проговаривает и объясняет домашнее задание

 

 

 

 

Дети, у вас на столе лежит конверт . откройте его.

Разноцветные снежинки залетели и к нам в класс. Это волшебные снежинки, на некоторых из них написаны имена прилагательные. Будем выбирать   снежинку только с именем прилагательным.

(каждого цвета по две снежинки, на одной записано имя прилагательное)

 

-возьмите белую, если вам на уроке было интересно, вы со всеми заданиями справлялись;

-голубую , если вы допускали ошибки при выполнении заданий, но вы все поняли на уроке;

-желтую, если вам было трудно, вы ничего не поняли.

                                                                                            

 

называют, что знают о имени прилагательном
 -часть речи;

 -отвечает на вопросы какой? …….

 -обозначает признак предмета (указывают какие признаки)

 -связано с им. сущ-м.

 -в предложении второстепенный член предложения

 

 

 

 

Один ученик читает , записывает на доске, разбирает прил. по составу

 

- выполняют самостоятельно по вариантам .

Проверка по слайду

 

 

 

 

 

 

 

работают по карточкам

 

Записывают отгадки, находят имена прилагательные, подчеркивают их

 

 

называют имена прилагательные

 

 

 

 

 

 

 

точность описания

 

проверяют по слайду.

 

 

птицы

 

высказывают своё мнение

 

 

 

 

 работают в группе, зачитывают подобранные прилагательные, делают вывод.

 

 

 

 

выполняют упражнения под музыку и видео.

 

 

 

 

рассматривают картину

 

 

 

 

читают текст, определяют его вид,

делают вывод.

Работают с текстом, вставляют пропущенные слова.

Слабые дети пользуются словами для справок

 

 

 

 

 

 

-Делают его более образным, ярким, эмоциональным.

 

 

находят и подчеркивают главные члены предложения

-Второстепенным членом предложения.

 

 

- трудно, не могу

-открывают учебники на стр.4

читают правило.

 

прилагательное может быть кратким

сказуемым

 

                                            

 

 

 

Да, можем. Прилагательное используется для точности описания .Речь с именами прилагательными яркая, эмоциональная, образная.

 

прилагательное может быть в краткой форме, в предложении является сказуемым

 

 

 

 

 

 

-внимательно слушают, записывают в дневниках

 

 

 

 

 

 

 

выбирают снежинку, выходят к доске ,читают прилагательное,   приклеивают на елочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

 

 

 

личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающего, иметь мотивы учебной деятельности

 

регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

 

познавательные: самостоятельно делать выводы.

 

 

 

 

личностные: развивать навыки сотрудничества,

 

регулятивные: формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности

 

 

 

 

Коммуникативные: развитие умения четко и связно выражать свои мысли , готовить полные речевые высказывания

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли; предвидеть последствия коллективных решений.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса.

 

 

Личностные: ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать»образец хорошего ученика»; владеть навыками сотрудничества

 

 

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности.

 

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; самостоятельно делать выводы.

 

 

 

Регулятивные :самостоятельно формулировать задание: планировать алгоритм выполнения, самостоятельно оценивать.

 

 

Регулятивные :высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи

 

 

Познавательные : анализировать, сравнивать, целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

 

Личностные: создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание интереса к русскому языку.

 

Коммуникативные: развитие умения четко и связно выражать свои мысли , готовить полные речевые высказывания

 

Познавательные: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания,

делать необходимые выводы.

 

Личностные :осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата ;пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

 

 

 

[h1] [h2] [h3] [h4] [h5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 [h1]

 [h2]

 [h3]

 [h4]

 [h5]

 

Нравится