МБОУС(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя

 







Классный час "Спешите делать добро".

Классный час "Спешите делать добро".  

 

Эпиграф: Не стесняйтесь доброте учиться
                 Чтоб прожить достойно данный век,
                 Только тот, кто к этому стремится,
                 Может  называться – Человек!

 Цель:

Формировать желание совершать добрые поступки. 

 

Задачи.

1.       Способствовать формированию нравственных качеств.

2.      Развивать представления учащихся о добре и зле.

3.      Способствовать развитию культуры диалога.

4.      Создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки

5.      Вовлекать родителей в воспитательную деятельность.

 

Оборудование: Скатерть; шаблон бумажной куклы; самодельные (или игрушечные) весы; чёрные и белые камешки или таблички со словами, плед (или покрывало),красивая игрушка, большая чашка (для релаксации в конце занятия), «волшебный котелок».

 

 

 

Ход мероприятия:

Орг. Момент:

-Ребята, предлагаю сейчас прослушать одну  известную детскую песню. Послушайте внимательно и подумайте, чему будет посвящено наше занятие?

 

Песня «Дорогою добра»                                                                                                    Догадались, о чём мы сейчас будем говорить?

- Да, сегодня мы с вами  поговорим о доброте и добрых делах и немного затронем тему зла, потому что добро и зло иногда соприкасаются. А теперь попробуйте разгадать кроссворд.

Для этого я вам выдам листочки с добрыми словами. Вам нужно подсчитать количество букв в каждом слове и найти для этого слова место в кроссворде. По выделенной вертикальной линии мы прочтем слово.

 Слова (друг (4 б.), радость (7 б.), улыбка (6 б.), милосердие(10 б.), понимание (9 б.), лад (3 б.) )

-  А теперь прочитаем, какое слово получилось по вертикали? (Доброта)
 

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Ребята обратите внимание, мы приготовили выставку ваших сочинений и  рисунков на тему “Мое доброе дело”, пословиц, а также кормушек, которые вы сделали своими руками. С этой выставкой вы познакомитесь позже.  

Классный руководитель. Тема классного часа “Спешите делать добро”.

 - Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, море, (дети продолжают ) - цветы, улыбка, мама, учитель…

- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.

 

Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!” (Читают дети на карточках)

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить  добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

 

 - В народе всегда к  доброте относились по-особому. Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно». Что это означает? Давайте познакомимся ещё с пословицами о добре:

 

- Не хвались серебром, а добром;

- Делай добро и жди добра;

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости;

- Никакое худо до добра не доводит;

- Добро — на худо меняют;

- Доброе дело два века живёт;

- Тёплое слово и в мороз согревает.

 

 - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам помогут в этом старинные весы?

   - На одну чашу весов мы будем «складывать зло», вслух проговаривая слова и бросая чёрный камешек в чашу (или таблички).

- А что теперь надо сделать, чтобы перевесила чаша добра?

 - Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свои приготовленные заранее белые камешки. Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Делать больше добрых дел. Даже ест такие слова  - «Добро побеждает  зло». Это не мы с вами придумали. Так гласит народная мудрость.

 

- А теперь я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала и не разрешу больше. Познакомьтесь, это Маша (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы иногда обижаете  друг друга. Ведь обижая  даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Маше что-то обидное, мы будем причинять ей боль и  загибать при этом край бумаги. Начнём с меня. Хотя я и взрослая, но иногда тоже ненароком обижала людей (учитель проговаривает плохое слово и передаёт куклу детям, ученики выполняют работу  и кукла по кругу доходит до учителя).

- Посмотрите на Машу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Почему она стала такая некрасивая? 

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

Вед.- Ребята, а сейчас посмотрите на Машу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?

- Почему мы дольше помним обиды?

- Нравится ли нам, когда нас обижают?

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

 

Классный руководитель. Приведите примеры доброго отношения людей.
(Высказывания детей.)

Классный руководитель.  Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей. А сейчас давайте протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении. Говорим: согласны или не согласны со следующими словами:

1.      Всегда ставь себя выше других.

2.      Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.

3.      Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.

4.      Всегда требуй награды за добрые дела.

5.      Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим собственным.

6.      Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.

7.      Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.

8.      Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.

Классный руководитель. Судя по тому, какие карточки, вы поднимали чаще, вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.

  

Классный руководитель. Ребята давайте с вами вместе составим правила доброты.

1.      Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

2.      Прощать ошибки других..

3.      Не жадничать.

4.      Жалеть других.

5.      Не завидовать.

6.      Помогать людям.

7.      Делиться последним с другом.

8.      Защищать слабого.

9.      Прощать ошибки другим.

Классный руководитель. Так почему же мы должны спешить делать добро? 
(Высказывания обучающихся.)

Классный руководитель. Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра. Жить нужно согласно поговорке «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Завтра можно не успеть помочь человеку, доброе слово может быть сказано поздно.

  

Ребята, я предлагаю вам послушать небольшую притчу (это малый поучительный рассказ).

Притча – чтение.

Жил юноша с плохим характером. Отец  дал ему полный мешок  гвоздей и сказал:- Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем – либо.

     В первый день сын забил  37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда  он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец ответил сыну:

- А теперь вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпение или не поругаешься с кем – либо.

Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам и произнёс:

- Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем – то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.  И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе своё сердце. Показывай всегда своим друзьям, как они тебе дороги!

Какой вывод можно сделать из всего услышанного сегодня ?( ответы детей). Причинённая нами (ненамеренно) боль кукле, причинённая боль юношей людям остаётся в душе ещё очень долго и никакие комплименты и извинения не могут её разгладить. Есть такое изречение русского учёного Павлова: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

 

А теперь давайте с вами сварим волшебный борщ из хороших, добрых поступков.  Для этого у нас все готово. На протяжении 2-й четверти мы с вами работали над проектом «Классная ферма!» где собирали своими хорошими поступками овощи. Каждый из вас отвечал за определенный овощ. Чем больше добрых поступков вы совершали, тем больше вы выращивали овощей. И вот теперь из того, что у нас выросло, мы с вами сварим борщ в волшебном котелке. Мы поколдуем и сварим его, конечно же, уже не из овощей, а конкретно их добрых, хороших поступков. Итак, приступаем… 

Пусть над котелком

Пар волшебный стелется днём и вечерком.

 

По очереди подходим, называем доброе дело и кладем его в котелок…

Вкусный борщ у нас получился?

 Я думаю, вы стали теперь намного добрее и щедрее друг к другу.                                                                        

Итог  И в заключение хочу сказать: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее .                                                  

   Пусть  ваше сердце наполняют: дружба, нежность, милосердие, любовь, терпимость, искренность, душевность, доброта.                                                
 

Нравится